Оценить качество, пройденного персоналом обучения, в современной практике можно методом компетенции, когда некий шаблонный набор основных профессиональных характеристик определяет деятельность на конкретной должности и специальности.
Организация – это не только место начисления заработной платы, это также платформа профессионального становления, предполагающая передачу необходимых знаний, навыков будущим специалистам. Будь это, стажировка только пришедших работников, повышение квалификации, или переквалификация кадров – всегда присутствует обучение работающего персонала.
Классическая система обучения
Эта система более доступна, проста в использовании и не требует больших финансовых затрат. К числу классических методов относятся:
Лекции:
Позволяют в полном объёме передать теоретический материал. С целью пробуждения активного участия слушателей, лекторы дополняют теорию наглядными образцами (мультимедийными, предметными), разрабатывают проблемные, дискуссионные лекции.
Семинары:
Предполагают закрепление практикой теоретической части, используются в малых группах. Появляется возможность непосредственного взаимодействия с преподавателем, обсуждения интересующих вопросов, контроля знаний.
Наглядные визуальные, видео/аудио материалы:
Используется как самостоятельный метод, так и дополнительная к другим методам, форма обучения: помогают эффективно усваивать знания за счёт своей наглядности, быстрее заинтересовать и дольше удерживать внимание группы.
Современные методы обучения
Принципиальное отличие – это использование компьютерных, информационных технологий и акцент на активности, самостоятельности персонала. Список часто используемых методов включает:
Интерактивное обучение:
Главная особенность – взаимодействие сотрудников между собой с целью решения практических задач и проблем, отработки конкретных узких навыков. Теоретический блок минимален. Развивается сплочённость и положительная эмоциональная составляющая общения.
Основные формы такого обучения:
- Тренинги (практическая тренировка отдельных навыков, сопровождающаяся эмоциональной разгрузкой группы);
- Case study (кейс-метод – анализ рабочих ситуаций на конкретных примерах путем решения отдельных задач – кейсов);
- Деловые игры (моделирование в игровой форме отдельных рабочих ситуаций).
Дистанционные методы обучения:
Важное отличие – отсутствие взаимодействия с педагогом и самостоятельность обучения через учебные модели. Посредством компьютера в удобное время подаётся изучаемый материал, с последующим его закреплением компьютерными тестами.
Обучение в рабочей обстановке:
Обучение происходит непосредственно на рабочем месте, не забирая у работников личное свободное время. Под руководством опытного лица изучаются и отрабатываются на практике поставленные задачи.
Основные формы обучения:
- Наставничество;
- Стажировка;
- Инструктаж;
- Личный пример опытного работника.
Заключительный этап – оценка результатов обучения
Оценить качество, пройденного персоналом обучения, в современной практике можно методом компетенции, когда некий шаблонный набор основных профессиональных характеристик определяет деятельность на конкретной должности и специальности. Формируя её, как совокупность всех необходимых умений и навыков, можно проверить её обретённый уровень у конкретного сотрудника.
Источник - Promdevelop.ru
|