Начало Действуй! Возможности Подготовка студентов, обучающихся по специальности декоративно-прикладное искусство
Подготовка студентов, обучающихся по специальности декоративно-прикладное искусство
Действуй! - Варианты обучения
19.02.15 10:01



Популярные материалы

В настоящее время художественный промысел в основном ориентиро­ван на изготовление тиражированной продукции. В. А. Барадулин пишет: «Центры народных промыслов большей частью унифицировались в промышленные предприятия, фактически превращая изделия промыслов в раз­новидность массовой сувенирной продукции. Многие, как уникальные, так и распространённые формы народного творчества, могут быть в ближай­шие годы безвозвратно утрачены», такие как Гжель, которую можно купить во многих магазинах.

Для сохранения традиций необходимо ориентировать будущих специалистов в области искусства на создание творческих произведений, несущих не только эстетическую функцию, но и сохраняющих символы и идеи народных традиций. Профессиональный художник, создавая уникальное произведение искусства, тем самым разрушает представление об искусстве, как о массовом производстве. В то же время необходимо сбалансировать взаимодействие традиций и новаторства для создания наиболее благоприятных условий воспитания профессионального художника, так как традиции и новации являют собой необходимые компоненты культурного развития, две стороны одной медали, и если первая обеспечивает преемственность развития, то вторая - его поступательность. В искусстве новая форма вырастает из старой, проходя процесс отбора на пути творчества.

Задача творческих вузов состоит во включении в учебную программу углубленного изучения традиций региональной культуры.

Народное творчество Западной Сибири представлено в золотом и бисерном шитье, кожаной и меховой мозаике, ткачестве, вышивке, кружево- плетении, костюме, ювелирном искусстве, гончарном ремесле, в художественной обработке дерева и металла.

Культура народов Западной Сибири формировалась под влиянием определённых этнических и природных факторов. Народы, ранее проживавшие на разных территориях, в Сибири оказались в непосредственном соседстве. Взаимовлияние национальных культур отразилось в схожей стилистике, форме, технологии производства предметов, сделанных руками мастеров разных национальностей.

Большую роль также играет организация вузами выездных практик в промысловые центры региона и проведение студенческих выставок и семинаров на тему традиций народной художественной культуры.

Важнейшую роль в образовательном процессе, направленном на создание уникальных произведений по мотивам народного искусства, играет углубленное изучение традиций региональной культуры, а также развитие у студентов художественно-образного мышления и умения творчески преобразовывать мотивы и символы народной художественной культуры. Большое значение в этом процессе имеет овладение технологией художественного производства как основой мастерства, без которой невозможна профессиональная художественная деятельность. Существует тесная связь между мастерством художника, знанием особенностей применяемого материала, технологией изготовления и созданием неповторимых произведений искусства.

В Тюменской государственной академии культуры и искусств на кафедре живописи и декоративно-прикладного искусства накоплен определенный опыт, позволяющий говорить об эффективности внедрения данной концепции. Работа над проектом включает  подбор изобразительного ряда образцов народного искусства по заданной тематике, анализ формообразования, орнаментики, цветового решения. Интерпретация данного материала используется студентами при проектировании керамических изделий. Данная методика дала возможность придать работам студентов неповторимый колорит, присущий своему региону. Был выполнен ряд проектов, отмеченных награда ми художественных выставок-конкурсов. Особого внимания заслужили дипломная работа Декоративная ширма «Старая Тюмень» А. И. Станковой, комплект декоративных светильников «Тюменские мотивы» П. С. Белозерских, комплект керамических украшений «Север» Л. В. Федоровой и «Югория» Е. А. Пономарева, комплект керамической посуды «Курбан байрам» Э. И. Хайруллиной.

 

Навигация

Популярное за неделю